Крестьяне
5.9
6.4
1935, драма
СССР, 1 ч 53 мин
В ролях: Петр Алейников, Мария Блюменталь-Тамарина, Николай Боголюбов, Иван Чувелев, Владимир Гардин
и другие
Начало 30-х годов. Животновод колхоза «Лебяжьи горки» Герасим, зная о нехватке кормов, стремится увеличить свиное поголовье и таким образом подорвать колхозную собственность. Его показное рвение к светлому будущему настолько активно и агрессивно, что нечаянно разоблачив себя перед женой, Герасим убивает ее. Далее жертвой его скрытых кулацких расчетов становится начальник политотдела...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Крестьяне

год: 1935
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Александр Гинцбург
композитор:
художник: Николай Суворов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 апреля 1935 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Крестьяне», 1935

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Крестьяне», 1935

Крестьянская

Фильм — очередная политическая и социальная пропаганда борьбы крестьян с общественно опасным «кулаком» и развитие коллективизации, плановости производств. А по-сути, если в луже сидеть, то всем скопом, чем жить у развивающего своё производство «кулака»… Но «кулаки» хоть и секли сельчан, но не стреляли их пачками и на Колыму миллионами, не гнали план…

Крестьянские актёры как на подбор — простые, природные ребята и старцы.

Сюжет — банален до простоты… Политика, социальность с элементами детектива

Городской коммунист-проверяющий как всегда знает больше, смекалистее бывалых пахотных крестьян, проживших на земле не первый год. Идея распахать пустошь и кустарники для засева кормов? Конечно же никто б не догадался… А зачем пахать лишнее, если людям хватало? А госплану не хватало. Вот и пахали кусты, болота.. А зачем изначально давать людям невыполнимые планы, и ставить людей на грань голода, «сам не доешь, а другому отдай». Поэтому и начинали приписки скота, тканей, зерна и т. д.

Почти каждая реплика в сценарии подходит под уголовные и политические статьи предыдуще-будущих репрессий… Их часто выворачивали в пользу власти и против говорящего, убирая неугодных и исполняя план поиска «врагов», «шпионов» и «вредителей»… Уничтожение способных и умных «кулаков», учёных и инженеров, вместо которых ставятся послушные пролетарии и крестьяне без образования и мысли… Стравленные до злобы и убийства «белые» и «красные», послушные и мыслящие в рамках одной семьи, так и за стенами дома… Как в песне В. Бутусова «Круговая порука мажет, как копоть»…

Сюжет борьбы не шибко умных крестьян во главе с проверяющим над «врагом народа» прям в духе СССР.

Сытые, чистые, одетые в пиджаки, с полным набором зубов (особенно мать «врага», прибывшая из сытой ссылки), столы ломятся от еды, питья — прям пир в деревне: мясо, мука (пельмешки), едимые досыта и отвала, даже устроили соц. соревнование по их поеданию. Музыка, песни, холёные лица женщин-трудовичек в свинарнике. Просто забавно…

Возможно, на оценку фильма повлияли моё историческое образование, способность сомневаться, и прочтение Архипелаг ГУЛАГа накануне просмотра киноленты…

2 из 10

26 мая 2020

Чёрт на редкий ладан лает…'

Животновод колхоза «Лебяжьи горки» Герасим Платонович — враг народа и скрытый кулак, ненавидящий Советскую власть. Зная о недостатке кормов, он нарочно доводит поголовье свиней до огромных размеров, чтобы тем самым нанести вред колхозу. Обычная сюжетная линия кино тех времён… Но почему свиньи? Их показывают долго и детально. Варвара и её муж обнимаются и целуются под свиное чавканье и хрюканье. Егор разговаривает с ними и любовно строит им рожицы. «Мы всё вложили в свиней: хлеб, деньги, душу!». Эта фраза звучит в фильме как минимум дважды. Весь конфликт фильма строится вокруг стада свиней, вокруг библейского пристанища «легиона» бесов после их изгнания Христом из человека:

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Евангелие от Луки, глава 8).

Но в картине стадо не тонет: над ним просто нависла угроза уничтожения. А разводят их в колхозе по указанию партии и правительства. Так кто же бес? И кто собирается спасти этих свиней? Все честные крестьяне, передовая свинарка Варвара Нечаева и главный коммунист, начальник политотдела Николай Миронович. Сцена с поеданием пельменей, которая начиналась как весёлая история гостеприимства, на пятнадцатой сотне заканчивается потными лицами и тяжёлым шумным человеческим дыханием. Уставшие, осоловевшие от жратвы передовые крестьяне во главе с коммунистом Николаем Мироновичем закатывают глаза, вытираются полотенцами и жульничают, подкладывая пельмени в тарелку соседа и сбрасывая их в кепку… Свиньи в обличье людей.

И когда Егор выбрасывает нож в колодец, этот момент показан со стороны колодца, глазами потревоженной бездны. Если ты долго всматриваешься в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя. Если настойчиво дёргать чёрта за хвост, в конце концов, он станет частью твоей жизни…

Что же за бесовские страсти царят в советской деревне в годы, когда счастье и всеобщее согласие уже так близко?

Линия ненависти пролегла прямо в супружеской постели. Что же, раз муж — классовый враг, то и ребёнок от него уже не нужен? И любовь прошла? Улыбка товарища Сталина важнее?

Человек получает то, что сам принимает. Если женщина принимает беса, то он руками любимого мужа дважды убивает её. Чертовщина и есть: дважды убитая беременная женщина.

Фильм заканчивается всеобщим мытьём в бане. Старик проиграл и потерял свою бороду. Новое с улыбкой идёт вперёд, но вот удалось ли ему отмыться?

9 из 10

22 июля 2011

Было время, когда слова «мне партия и советская власть дом и телку дали за правильную мою жизнь» вызывали не улыбку, а благоговейный душевный трепет.

В 1935 году, на самом первом Московском кинофестивале, фильм «Крестьяне» получил премию «Серебряный кубок».

Актеры в картине задействованы сплошь заслуженные и народные. И, надо признать, вещь получилась очень красивая и убедительная. Что, как раз, и страшно.

Есть два героя. Герасим Платоныч — мстительный сын кулака, скрывающийся под маской честного советского животновода. И Николай Мироныч — начальник политотдела. Суровый к врагам, для друзей улыбчивый, всем своим видом внушающий доверие и любовь, агнец божий. Ну, или в духе времени: верный баран партии.

Герасим, выращивая свиней, и сам является порядочной скотиной. (Как, в общем, и положено любому кулацкому отродью.) Цель его ясна и гадлива: народить столько скота, сколько Советский Союз не прокормит, подорвать сельское хозяйство в рамках хотя бы одного колхоза, навредить, растоптать и уничтожить все нажитое непосильным трудом. Мотивы: месть, жажда наживы.

Но есть и лучик света, пробивающийся сквозь мрачные тучи беспредела. «Наш Мироныч» — так ласково зовут простые колхозные мужики своего идеологического пастыря и надежду коммунистического строя.

Но увидит ли он врага народа в том, кто так умело прикидывается товарищем? Разглядит ли подлый блеск глаз? Предотвратит ли, спасет?…

Интрига, ох, как закручена!..

Страшная сила политических агиток кроется в красивом их исполнении. Сцены, в которых народ, честный, трудолюбивый, радуется своим достижениям в области строительства светлого будущего и, от всей души веселясь, поедает на скорость пельмени, соседствуют с кадрами куда более мрачными. На них мы видим злодеяния подлеца и труса, которому нехорошо, когда всем хорошо. И от которого исходит опасность уничтожения всеобщего счастья.

Мечта здесь соседствует с ненавистью и это кажется вполне естественным. Если есть друг, то должен быть и враг, на чьей крови мы и построим новое общество.

Правильная мечта беременной женщины: «вырастет наш сын, повезем мы его на показ в Москву, и дадут нам орден, за то, что родили такого героя для нашей коммунистической страны».

Тысячи безвинных людей пострадали в те времена от доносов толпы, ищущей среди себя врагов, были «раскулачены» и, по итогам, так и пропали в местах не столь отдаленных. Мне кажется, фильмы подобные «Крестьянам» и сейчас к просмотру должны быть представлены в обязательном порядке. Для того, чтобы трезво взглянуть на то, что раньше вызывало бездумную любовь, задуматься и, хотя-бы на минуточку, на пол-шажочка выйти из стада.

Вопреки идеологическим соображениям и исключительно за художественное исполнение и актерскую игру:

7 из 10

23 июля 2009

Драма Крестьяне появился на свет в далеком 1935 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фридрих Эрмлер. Кто играл в фильме: Петр Алейников, Мария Блюменталь-Тамарина, Николай Боголюбов, Иван Чувелев, Владимир Гардин, Екатерина Корчагина-Александровская, Владимир Лукин, Алексей Петров, Борис Пославский, Владимир Сладкопевцев, Валерий Соловцов, Елена Юнгер, Степан Каюков, Борис Чирков.

Страна производства - СССР. Крестьяне — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.