Арсенал
7.2
7.1
1928, драма, военный
СССР, 1 ч 30 мин
12+

В ролях: Семён Свашенко, Георгий Хорьков, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, М. Михайловский
и другие
О восстании рабочих киевского завода «Арсенал» против Центральной Рады Украины в январе 1918 года.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Арсенал

год: 1928
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Даниил Демуцкий
композитор:
художники: Вадим Мюллер, Иосиф Шпинель
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 февраля 1929 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Арсенал», 1928

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Арсенал», 1928

Фильм распадается на маленькие отдельные фрагменты и не всегда улавливаешь суть происходящего. Постоянно теряешься в бесконечном потоке событий, людей, их переживаний. Смотришь на все это и долго не можешь понять: а зачем мне показывают эти все страсти-мордасти? Возможно, в 29 году такой натурализм (калеки, голодные, тощие лошади) не отпугивал, а будил ненависть к буржуям, но сегодня это все выглядит жутко и создается ощущение: 1) спекуляции на этих жутких почти документальных кадрах; 2) что режиссер лично приказал морить голодом эту несчастную лошадку, чтобы в кадре хорошо смотрелось. Конечно, и 1 и 2 неправда, но ощущение такое создается. В общем, чтобы понять, че там такое происходит, надо очень сильно собрать все свое внимание, ну или прочитать содержание фильма заранее.

Но вот что хорошо в фильме, так это поэтические образы, которыми нашпигован весь фильм. Это и смерть от газа, когда люди умирали с неестественной улыбкой на лице. Это и оживший портрет, и тройка, и замирающие люди, и, конечно, финальный кадр, где очень доступно нам, зрителям, объясняют, что рабочий народ бессмертен, правду и справедливость пулями не убить. Это все, конечно, очень мощно. Ради этого фильм смотреть, конечно, стоит. Но только ради того, чтобы быть в курсе того, как же развивалось кино, какие у него истоки и тд. В обычном зрительском понимании этот фильм уже лучше убрать на полку, вот там пусть и стоит. Но, если вопросы истории кинематографа вам близки, посмотреть фильм очень даже стоит.

12 декабря 2020

Столкновение образа со смыслом

Александр Петрович устраивает неравный бой. Слово против образа. Неравный он потому, что звук в кино еще не изобретен. Точнее, изобретен, но не в СССР. СССР еще проводит необходимые исследования, чтобы ворваться в стремительную гонку. А пока — образ Довженко торжествует. Лишь иногда слово пробивает себе дорогу (в середине фильма), кричит, но сдается под натиском образов. Бой образом выигран, но знал ли Александр Петрович, что это лишь начало войны и слово еще покажет себя?

А образ Довженко, к тому же, слишком ярок и, порой, слишком жесток. Эти крупные планы человеческих лиц (я бы сказал, «укрупненные») заставляют зрителя буквально сжиматься внутрь себя и отойти от экрана на безопасное расстояние. Александр Петрович, остановитесь, это уже не смешно. «Газы, веселящие душу». Меньше слов — это не больше смысла, это больше образов.

Эйзенштейн говорил, что именно Революция сделала его художником. А что про Довженко? Появился бы на карте режиссерского искусства такой островок, как Довженко, если не Революция? Предположу, что да; может быть, он и не был бы таким масштабным, таким громоздким и немного пугающим, но яблоки, снежные пейзажи, лошадь (Тарковского, но на самом деле Довженко), вневременные люди-истуканы и т. д. остались бы. Довженко бы жил, цвел, но значительно потерял бы в весе.

20 сентября 2020

«Арсенал» гениального Довженко

Фильм Довженко «Арсенал» разительно отличается от фильмов его современников Эйзенштейна, Протазанова, Кулешова в первую очередь тем, что в нём режиссёр упор сделал не на действие и динамичную картинку, а на немые сцены, отражающие события не поверхностно, а так глубоко, на сколько это возможно сделать в кино.

Начало фильма «Арсенал» чем-то напоминает жанр документальной хроники. Там очень мало слов, много разрозненных статичных кадров, отражающих время с разных сторон, будь то поля Первой мировой, трагическое положение женщин, стариков и детей, оставшихся без кормильцев, нахальство полицаев, тупая беспомощность царя Николая II, обезумевшие от бессмысленности войны немецкие солдаты.

Эти первые минуты фильма являются как-бы предисловием к основному сюжету, Довженко таким образом погружает зрителя в общую атмосферу. Это очень необычный ход, потому что ни немецкие солдаты, ни царь, ни трагедия оставленных жён, матерей, детей и стариков (за одним исключением) не участвуют в дальнейшем развитии событий. Такой ход делает режиссёра уже больше документалистом, чем художником, потому что не стал бы художник вводить лишних персонажей, которые не влияют на развитие сюжета, а наоборот, могут лишь внести сумятицу в картину.

Ещё интересно отметить, что кони в фильме разговаривают с людьми, правда не в буквальном смысле, а как-бы понимая человека и отвечая ему верностью. В связи с этим вспоминается Ахилл и его кони Балий и Ксанф, которые умели разговаривать. Никак не мог подумать, что такой сюжет может встретиться в кино XX века, ещё понятен миф про коней Ахилла, те-то были титанами, которым Зевс по их просьбе изменил облик, но эти-то, современные, откуда попали на плёнку Довженко? Разве что с русских былин про богатырей, да из языческого представления русским народом природы, как живой, наделённой разумом и чувствами.

Интересно обратить внимание на необычную работу оператора со съёмкой под углом, при этом достигаются разные задачи. В одних случаях — это просто необычный угол зрения, в других — это доходит до полного противоречия, например в эпизоде с поездом, когда машинист сказал, что поезд будет ехать под уклон, — в кадре показан резкий подъём.

В целом весь фильм наполнен символизмом, но финальная его часть — в особенности. Когда УНРовцы пытаются расстрелять главного героя, рабочего-большевика, но они, стреляя почти в упор с трёх винтовок, не могут его ранить, ещё удивляясь кричат ему: «Падай! Падай… Панцирь надел что ли?» Но нет, не в панцире дело, а дело в том, что большевики выступают не за себя, а за народ, а народ пулями нельзя ни поранить, ни напугать. Поняв это, УНРовцы убегают.

6 апреля 2017

Советский кинематограф почти полностью состоял из пропаганды, а те редкие шедевры, что попадались, тоже вынуждены были подстраиваться под идею «всеобщего равенства». Снимали фильмы, в основном, посредственные режиссёры, а те гении, что изредка приходили, почти все не смогли себя в полной мере реализовать. К ним примыкает и Довженко.

Доподлинно неизвестно, разделял ли Довженко идею революции (и если разделял, то насколько сильно), однако все его фильмы были пропагандистскими по приказу сверху, а не по желанию режиссёра (из-за чего у Довженко возникали конфликты с правительством). Однако его трилогия («Звенигора»-«Арсенал»-«Земля») считается одними из лучших фильмов советского немого кинематографа. Она уступает разве что «революционной» трилогии Эйзенштейна.

«Арсенал» наполнен метафоричностью, символизмом, гротеском, гиперболизированными героями и карикатурными «врагами революции». Он имеет мало отношения к истории, скорее это взгляд Довженко на историю. Почти лишённый сухих исторических фактов, «Арсенал» наполнен образами, зачастую не имеющих отношения к сюжету.

10 из 10

9 июля 2011

Советская пропаганда по-украински

По чуткому наставлению приказавшего долго жить дедушки Ленина, ранний советский кинематограф стал мощным оружием пропаганды, призванной пробудить в народных массах стремление к мировой революции и уверенность в правоте «красных». А так как страна советов была необъятна, то для каждого локального региона возникла необходимость индивидуальной пропаганды. В Украине на поприще кинематографии в те времена зажглась звезда Александра Довженко.

«Арсенал» — это легендарный Киевский завод, на котором зимой 1918 года произошло рабочее восстание против УНР. Почти все повстанцы были убиты, не дождавшись прихода красной армии, а потому, для «красной» агиткампании события восстания стали хрестоматийным примером для будущих поколений. Первая попытка экранизации сего исторического события с треском провалилась в 1925 году, но уже через 4 года за дело взялся действительно творческий человек.

Сложно сказать, насколько интересна была для Александра Довженко генеральная линия большевиков и разделял ли он идеи социализма. Ясно лишь то, что почти все его ленты снимались по госзаказу. Лишенный возможности варьировать содержание, скованный путами цензуры, Довженко применил свой творческий гений к форме.

Современному зрителю (особенно незнакомому с историей Украины) фильм запросто может показаться бессвязной тягомотиной. Ведь если оставить в стороне пространные рассуждения о гениальности и метафоричности буквально ли не каждого эпизода, то на поверхности останется сумбурно поданная история о большевике Тимоше, поднявшем бунт против Петлюры. Причем центральный стержень образуется ой как не сразу, а предваряют его, типичные для фильмов того периода, сцены деревенской разрухи и краха России в первой мировой. Как водится, обе зарисовки взаимосвязаны и приводят простой рабочий люд в праведное негодование. Сцена деревни Довженко удалась, хотя вот голодающий ребенок таковым совсем не выглядит — слишком уж он упитанный. А вот тощая до ребер лошадь и пахарь-калека, напротив, выглядят весьма реалистично и жутковато. Что до сцены войны, то она, мягко говоря, странная. Немцы идут гурьбой непонятно куда, взрывают пустые окопы и елки, месят грязь и безуспешно ищут врагов на бескрайних полях нашей родины. А тут еще возникает некто немец в очках и начинает дико хохотать, вдыхая угарный газ. Сцена как бы символизирует полное отсутствие сопротивления со стороны царской армии, что всяко противоречит исторической правде.

После всех этих прелюдий начинается, собственно, история заводчан-повстанцев, сюжетно ничем не выделяющаяся на фоне остального агитационного кино. Но, как уже было сказано выше, фильм заслуживает внимание благодаря визуальной стороне. Довженко понапихал в свое детище столько экспериментальных приемов, что «Арсенал» по праву может встать в один ряд с лентами, революционными в плане спецэффектов. Особенно важные эпизоды режиссер подчеркнул их «замиранием», сцены с застывшими в одном положении людьми можно наблюдать на протяжении всей картины. Мастерский монтаж позволил внедрить в фильм множество метафор, вроде ожившего портрета Тараса Шевченко или пассажира, «растворившегося» в воздухе вокзала. В некоторых сценах использовано покадровое приближение к объекту съемки, ставшее сейчас совсем уж обыденностью. Довженко даже решился на съемку безумной скачки лошадиной тройки по снежному лесу, снятой с параллельно двигавшейся платформы. За визуальные и операторские решения фильм можно хвалить до бесконечности.

Что до остального, то все куда более прозаично. Фильм нудный, и если бы не превосходная операторская работа и искренняя игра исполнителя главной роли Семена Свашенко, то его постигла бы участь многих заслуженно забытых пропагандистских лент. Единственное, что «цепляет», так это последние сцены расстрела повстанцев, взирающих на петлюровцев каменными и отрешенными лицами. Глядя на эту жуткую сцену, хочется воскликнуть «Браво!», но тут же режиссер вновь начинает демонстрировать пролетарскую несгибаемость неподвластную даже пулям. Ну и, разумеется, весь фильм выстроен на двойных стандартах, и если большевики все сплошь «мудроликие», то буржуи карикатурны, а православные священники дико воют тряся бутафорскими бородами. Вот такое вот оно, агитационное кино, гениальное с точки зрения искусствоведа, но до ужаса утрированное и представляющее историю исключительно с одной позиции.

Вывод: Поклонникам черно-белых кадров будет на что поглазеть, да и любители немого кинематографа будут довольны, что до остальных, то лучше им обойти фильм стороной или, как минимум, не ждать от него очень многого.

7 из 10

14 июня 2011

Мура на историческую тематику

Прежде чем рассказывать о фильме хочу сказать, что мне очень нравятся черно-белые немые фильмы. Это особый стиль в кинематографе, который заслуживает на существование даже в наши дни. К известному украинскому режиссеру Александру Довженко я отношусь, так сказать, с понимаем — он родился не в той эпохе. Ему приходилось снимать фильмы так, как того требовали, а не так как он хотел. Уже позже, за попытку снять фильм не так, как того требовала коммунистическая идеология, Александра Довженко решили возможности вернуться домой, в Украину, что для него было подобно смерти.

Слава Богу, Довженко сумел стать отличным писателем, но это уже другая история.

«Арсенал» — один из самых известных фильмов режиссера и мирового кинематографа. Он был снят в 1928 году (став третьим полнометражным фильмом режиссера) и восстановлен в 1972 году. Нынче его считают шедевром. Почему — не совсем понятно, учитывая его постановку (о качестве в данном случае речь не идет). Впрочем, таких «шедевров» много, но это еще не значить, что эти фильмы понравятся всем зрителям.

Итак, сюжет. Фильм рассказывает о революционных событиях в Украине в 1917—1918 годах. Собственно, сам фильм охватывает временные промежутки от конца Первой мировой войны до января 1918 года. В центре повествования — молодой революционер Тимош, который организовывает восстание на заводе «Арсенал», желая привести к власти советов, как он сам говорит: «Мы за Украину. Но мы выступаем за власть рабочих и крестьян, за советскую власть!». Тимош с «компаньонами» мечется по Киеву от одной инстанции к другой, всюду проповедуя свою идею и пытаясь свергнуть правящую Центральную Раду. В это же время большевики захватывают Украину. В конце концов, Тимош поднимает восстание на заводе «Арсенал» и Киев охватывает хаос. Концовка закономерная — всех повстанцев расстреливают, большевики полным ходом мчатся на Киев, а знающие историю зрители понимают, что худшее для Украины еще впереди.

«Арсенал» является немым черно-белым фильмом, поэтому применить к нему традиционные критерии касательно внешнего вида, операторской работы и музыки нельзя. Все-таки фильм из другой эпохи. Но, скажем так, внешне картинка выглядит довольно неплохо. Оператор очень старался и это видно, если учитывать тогдашние технологии и условия съемок.

По жанру «Арсенал» (если верить надписи в самом начале фильма) — историко-революционная эпопея. К сожалению, фильм был снят во времена суровой цензуры и идеологического влияния, поэтому фильм является обыкновенной советской пропагандой на историческую тематику. Да и как исторический фильм «Арсенал» выглядит очень невнятно. Фильм тяжелый, переполненный затянутыми сценами, поэтому смотреть его уже непросто (а фильм довольно продолжительный — 2 часа). Но хуже всего то, что понять происходящее на экране очень трудно, большинство сцен требуют объяснения. А субтитры, которым в немых фильмах отведена самая важная роль, крайне редко дают какую-то толковую информацию. Почему возникают ссоры между персонажами, что происходит?… Короче, понять события, тщательно не изучив историю, не получится. А если учитывать то, что в фильме есть масса художественных элементов, выдуманных сцен и персонажей, то получается каша, а не исторический фильм.

Об актерской работе говорить много не буду. Единственный персонаж, который запоминается — это Тимош в исполнении Семена Свашенко. И только благодаря его частому появлению на экране.

Все-таки кое-что фильм показывает: во-первых, непростую жизнь крестьянства во времена правления царя Николая II, отношения между украинцами и россиянами в период революции, стремление украинцев создать свое независимое государство… Увы, все это сильно приправлено коммунистической идеологией, поэтому украинцы стремящиеся завоевать независимость здесь выглядят полными идиотами (чего только стоит сцена на митинге возле церкви Софии Киевской), а революционеров-большевиков изобразили как героев, которые борются за справедливость (то есть, за власть советов). Идеологическая направленность, честно говоря, перешла всевозможные границы логичности — в некоторых эпизодах фильм стает комедийным. Например, эпизод, когда лошади начинают говорить или эпизод, когда Националист впадает в ступор при виде большевика-революционера, несмотря на то, что Националист вооружен, а большевик — нет.

Массовки в фильме присутствуют, правда, в очень ограниченном количестве (во всех значениях) и из-за этого не впечатляют. Можно было бы вставить в фильм несколько документальных эпизодов, вроде наступления большевиков на Киев — это бы помогло в данной ситуации, но, похоже, технологии не позволяли это сделать.

Надеюсь, что в те времена не все исторические немые фильмы выглядели подобно этому. Но если это так, то лучше бы их вообще не снимали, поскольку это — пустая трата пленки.

Подводя итоги, скажу, что, создавая столь разгромную рецензию на фильм «Арсенал», я не хотел обидеть Александра Довженко и других создателей киноленты, а лишь констатировал факт, рассказал о своих впечатлениях от просмотра этого фильма. Если кого-то интересует, что все-таки происходило в те тяжелые дни 1917—1918 годов, то лучше посмотрите документальные фильмы о тех событиях, например, сериал «Собор на крови», и не тратьте время на этот, с позволения сказать, «шедевр мирового кинематографа».

1 из 10

21 апреля 2009

«Арсенал» — революционная киноэпопея украинского советского режиссера Александра Довженко, принесшая ему громкую славу как в СССР, так и за его пределами.

Не секрет, что события 1917—1918 года кардинальным образом повлияли на мировоззрение и взгляды будущего режиссера. Довженко родился в очень многодетной и бедной семье, поэтому сызмальства в нем росла и укреплялась любовь к природе, земле, труду, к украинскому народу. Вдохновленный идеями украинской государственности, он сначала вступает в ряды Украинской Центральной Рады, но через некоторое время, разочаровавшись в ее политике, принимает сторону большевиков, храня им верность вплоть до самой смерти. Пережитые события отложили глубокий и тяжелый отпечаток в жизни Довженко и впоследствии нашли отражение в его третьем полнометражном фильме — «Арсенале».

Этот фильм, конечно же, как и вся классика соцреализма не что иное как пропаганда коммунистического движения, но пропаганда особая, «по-довженковски», наполненная страхом и переживанием за свой народ, леденящим ощущением вечности, смерти, страданий. Сам режиссер так опишет свою работу: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию.. .. Я зачастую работал, как работает боец в бою, — не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам».

Центральный герой фильма солдат Тимош в исполнении Семена Свашенко с одной стороны человек из народа, стремящийся принести своему же народу, уставшему от долгих лет войны и руины, наконец покой, справедливость, процветание, но с другой стороны он безлик, мы почти не видим, что скрывается за его холодными глазами, Тимош скорее символ, чем личность. В отличие от него остальные (и все они по сути второстепенные) герои показаны очень ярко, экспрессивно, не в последнюю очередь благодаря выразительной операторской работе Даниила Демуцкого, поэтому обратите особое внимание на солдата, отравившегося веселящими газами, которого сыграл Амвросий Бучма, спорящих на собрании Центральной Рады, голодного ребенка, просящего есть, однорукого крестьянина и других персонажей.

Довженко в этом фильме был особенно щедр на разного рода метафоры, такие как говорящая лошадь, внезапно оживший портрет Тараса Шевченко, отскакивающие от Тимоша пули и другие эпизоды коих множество, и они, на мой взгляд, весьма озадачивают. Также стоит выделить такие кинематографические приемы как чрезмерную статичность некоторых сцен — персонажи как бы замирают, на несколько секунд пребывая в неподвижном положении; провокации зрителя; заострение внимания на персонажах заднего плана, фона, массовки, неживых предметах; необычные ракурсы. Так или иначе, фильм несет в себе необыкновенно сильный эмоциональный заряд.

В заключение приведу слова Довженко о съемках «Арсенала»: «Это было творчество радостное, легкое и, казалось, бездонное. У меня была крылатая душа, и ум, и сердце. Все гармонично сочеталось во мне, и творчество мое радовало людей. И сам я радовал людей своим видом и характером».

10 из 10

21 декабря 2008

Драма Арсенал появился на свет в далеком 1928 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Довженко. Кто играл в фильме: Семён Свашенко, Георгий Хорьков, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, М. Михайловский, А. Евдаков, Николай Кучинский, Осип Мерлатти, Николай Надемский, Лучиано Альбертини, Пётр Масоха, Т. Вагнер, Борис Загорский, Амвросий Бучма.

Страна производства - СССР. Арсенал — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.