Белый орел
6.6
6.3
1928, драма, история
СССР, 1 ч 7 мин
В ролях: Василий Качалов, Анна Стэн, Всеволод Мейерхольд, Иван Чувелев, Пётр Репнин
и другие
1905 год. В одном из промышленных городов России бастуют рабочие. В окна губернаторского дома летят камни. Губернатор отдает приказ открыть огонь, в результате чего погибают трое детей. С этого дня угрызения совести не дают ему покоя...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Белый орел

год: 1928
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , , ,
видеооператор: Петр Ермолов
художник: Исаак Рабинович
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 октября 1928 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Белый орел», 1928

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Белый орел», 1928

Фильм поразительный. Невероятный психологизм. Все очень точно и тонко. На протяжении всей картины держится напряжение, держится внимание. Это картина про человека, зажатого системой, зажатого ситуацией. Это история о слабом человеке, оказавшемся в сильной позиции. Про то, что он не справился с этим. Про то, что он сам стал жертвой этого всего. Удивительно, как в СССР пропустили этот фильм. Потому что, как по мне, так он вреден для пропаганды, конечно. Это, наверное, одна из первых попыток в советском кинематографе рассмотреть в плохих буржуях обычных людей. Предыдущая попытка также принадлежит Протазанову, в фильме «Сорок первый» главный герой хоть и белая сволочь, но влюбляется в Марютку.

Но в «Белом орле» Протазанов пошел дальше. Как-то не кажется герой в исполнении Качалова такой уж сволочью. Да, не положительный герой. Да, по его приказу были убиты люди. Но он в этом всем какой-то невероятно человечный. Он очень по-человечески все-таки достает этот платочек, так как у него постоянно потеет лоб. Он очень по-человечески ухаживает за красавицей гувернанткой. Он очень нежно любит свою дочурку. Он очень по-человечески радуется своей награде. И он у нас не только слабый мужчина, оказавшийся не на своем месте. Все-таки он в чем-то очень силен. Кажется, что он единственный не так сильно боится террористов, хотя, конечно, боится. Он находит в себе мужество общаться с протестующими. Так что это совсем не плоский герой, что очень круто. Так же хочется отметить Мейерхольда в роли сановника. Вот, вроде, не такая большая роль, вроде, он ее создает какими-то карикатурными штрихами. Но какой его сановник живой, а главное — невероятно запоминающийся! Вспоминая этот фильм, в первую очередь вспоминаешь этого сановника с бровями, закрывающими глаза.

В общем, фильм — супер. И он будет интересен многим, мне кажется. Не только большим любителям немого кино и истории кинематографа.

7 декабря 2020

Тоже человек

Наделенный большой властью обременен еще большей ответственностью. Любой шаг, неосторожное действие, недостаточно обдуманное решение могут повлечь за собой гибель десятков невинных. Положение вынуждает вершить чужие судьбы, быть жестким и хладнокровным, не допускать сантиментов, незыблемо выполняя свои обязанности и порою осознанно обрекая на смерть.

А тебе бы не надо ничего этого! Зачем тебе эти высокие сидения, эта сила, эта власть? Тебе бы дома, с любимыми не расставаясь. Чаще играть с детьми, дольше любоваться красотой жены, по вечерам читать книги, сидя у камина в окружении близких, гулять с ними по парку… Тебе бы окунуться в эту негу счастливой семейной жизни, хоть ненадолго освободиться, стать простым человеком, образцовым отцом семейства. Но ты птица высокого полета. Твоё положение больше тебя. Ты главный. И жизни сотней людей зависят от тебя. Ты должен блюсти порядок.

А он дается большой ценой, ведь гнев людской страшен. И вот льется кровь, вот гибнут дети — кажущийся порядок установлен, ты возвращаешься к иным делам, но что бы ты ни делал, куда бы ни шел, везде ты видишь белый платок, взмах которым стал сигналом к действию. Ты слышишь выстрелы — они заглушают всё вокруг, ты видишь кровь — она застилает глаза, заслоняет от тебя мир. У тебя не было иного выбора, ты должен был дать знак, иначе тебя бы разорвали, закидали камнями, иначе — бунт неминуем. Ты должен был продемонстрировать силу. Только дочь твоя плачет, а жена не хочет видеть и называет детоубийцей. Только в мозгу пульсирует это «детоубийца». Тебя не разорвали люди — ты защитился, но только от эриний нет защиты, только сознание не хочет принять случившегося, а совесть не заснет более. И ты понимаешь, что раскаяние не станет спасением, чувствуешь, что возмездие найдет тебя, во всем видишь знаки и символы, с волнением и страхом ждешь часа, когда возвратятся пули.

В основу фильма «Белый орел» лег рассказ Леонида Андреева «Губернатор», написанный им вскоре после убийства эсерами московского генерал-губернатора в 1905 году. Не нужно вдаваться в исторический экскурс, чтобы понять, насколько непростой была обстановка в России того времени. Умы и души вечно угнетаемого народа уже отравлены революционными идеями, воздух пропитан слепой (ибо не ведает никто, каких именно) жаждой перемен, божий помазанник расписывается в собственном бессилии, допуская ошибку за ошибкой и слепо доверяя решения многих вопросов третьим лицам. Люди, уставшие терпеть, требуют, бастуют и бунтуют, но власть не способна ответить ничем, кроме как еще большим гнетом и насилием, которое порождает ответное насилие. Чем всё закончится ни для кого не секрет — самой жестокой и бессмысленной из всевозможных войн, когда брат встанет против брата, сын поднимет руку на отца, когда к былому не окажется возврата, как нет у ужаса конца.

Может быть попытка Андреева (а вслед за ним и одного из выдающихся творцов «великого немого» в России) художественно осмыслить суть происходивших политических событий оказалась не слишком удачной, но обоим художникам удалось другое. Они смогли психологически достоверно показать муки совести, предчувствие — и страх перед этим чувством — собственной кончины, душевные терзания человека, находящегося в описанных исторических условиях, занимающего правящий пост и ответственного за пролившуюся кровь.

Снимая свой фильм много лет спустя после публикации рассказа, Протазанов переработал исходный текст, убрав из него ряд сцен и мотивов и переместив некоторые акценты. Значительно понизив градус экспрессии и психологизма, коими отличаются произведения Леонида Андреева и из-за чего их сложно экранизировать (минимум событий, максимум ярчайших описаний), режиссер смог показать на пленке не идейную агитку, не очередной поклёп на царскую Россию, а драму народа и трагедию человека. Причем, будь этот фильм звуковым, такой результат вряд ли был бы достигнут. Фоновая музыка-сопровождение и утрированная актерская игра в немом кино передают Андреевские интонации точнее, чем слова, вложенные в уста современных актеров. И пусть у Протазанова в этой трагедии к личному примешивается сословное, а к общечеловеческому советское, современному зрителю не составит труда отделить зерна от плевел и увидеть беду человека, «физически расстрелявшего рабочих, но сознающего, что он расстреливал не их, а самого себя».

14 октября 2012

Драма Белый орел появился на свет в далеком 1928 году, более полувека тому назад, его режиссером является Яков Протазанов. Кто играл в фильме: Василий Качалов, Анна Стэн, Всеволод Мейерхольд, Иван Чувелев, Пётр Репнин, Елена Волконская, Михаил Жаров, Юрий Васильчиков, Александр Громов, Александр Чистяков, Андрей Петровский.

Страна производства - СССР. Белый орел — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.