Звенигора
7.1
7.1
1927, фэнтези, драма
СССР, 1 ч 31 мин
12+

В ролях: Георгий Астафьев, Владимир Уральский, Лесь Подорожный, Семён Свашенко, И. Селюк
и другие
Многие годы старый дед, хранитель древних преданий, искал ушедшие под землю Звенигоры богатства. Первый его внук - с рабочими молодой страны. Другой внук примкнул к петлюровцам и бежал за границу, но, получив задание взорвать мост, вернулся в родные края и попытался вовлечь деда в свою авантюру...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Звенигора

год: 1927
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
видеооператор: Борис Завелев
композитор:
художник: Василий Кричевский
монтаж:
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 апреля 1928 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Постеры фильма «Звенигора», 1927

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Звенигора», 1927

Первое, что бросается в глаза, и чему долго не веришь — мистицизм и фантазийность истории. СССР, 1927 год, вокруг фильмы о революции и о том, какими надо быть хорошими коммунистами, смотреть в светлое будущее и позабыть все, что связано с чем-то мистическим и ненаучным.

Большое достоинство фильма в его поэтичности. В нелинейности повествования. В том, что это сказка, мистика, поэма, в которой говорится о каком-то чудесном счастье, которое не достигнуть, о каком-то чудесном сокровище, при приближении к которому оно оказывается глиняными черепками… Очень здорово, что для описания Украины, описания ее истории, описания людей, живших на этой территории в разное время, выбран именно такой поэтичный язык. Вообще такой романтичной, нежной, трогательной поэзии нет ни в одном фильме того периода. Они все достаточно жесткие. Тут, конечно, присутствует этот дух времени, но все же ты забываешь, что после революции прошло 10 лет. Потому что этот фильм мог бы быть снят в любой из моментов истории, показанных в картине. Довженко — сын своей родины, сын Украины. И это видно в том, как трепетно он относится к истории свой страны. Это видно в самом его киноязыке. Его киноязык очень близок мелодичному украинскому языку, очень близок народным украинским песням и народным верованиям и преданиям.

Фильм в этом всем плане очень приятно смотреть. Единственный минус — не всегда понятно, что происходит и как это работает на глобальную историю. Но мне кажется, что тут надо постараться расслабиться и просто наслаждаться. Наслаждаться той музыкой, которая создается этой немой картиной.

2 декабря 2020

Тени наших отцов

У Александра Довженко, одного из первых советских киноклассиков, была крайне сложная судьба. В кинематограф он пришел через отрочество в многодетной семье, работу учителем начальных классов, сомнения в существовании Бога, службу в армии УНР, концлагерь чекистов, членство в коммунистической партии, польский плен, дипломатическую службу, изучение графики у немецких экспрессионистов и активное участие в харьковских литературных кругах, где рождалось будущее Расстрелянное возрождение. Какое-то время Довженко искал свой стиль в необязательных комедиях и даже детективах, чтобы удивить всех «Звенигорой», первой работой т. н. украинской трилогии («Звенигора»-«Арсенал»-«Земля»). Пересказать сюжет этого фильма исключительно сложно, он создан совершенно новыми на тот момент средствами, которые теоретики позже назовут поэтическим кино, а одним из главных последователей будет Терренс Малик. Довженко признавался, что хотел создать «Илиаду» на материале украинской истории. Это сборник притч, охватывающих двухтысячелетний период — от скифов до войны за независимость 1917—1919 гг. — объединенных одним персонажем, неким трагикомическим Дедом, выступающим хранителем древних тайн и кладов, спрятанных под горой, вынесенной в название фильма.

Режиссер был вынужден лавировать между желанием создать фильм, переосмысливающий историю собственной страны от древних веков до современности и нежеланием прекратить собственную карьеру на самом начале. Ведь быть обвиненным в буржуазном национализме можно было за любую вольность, выходившей за рамки навязанного с высокой трибуны соцреализма. А среди героев Довженко и свободолюбивые запорожские козаки, и восставшие против поляков гайдамаки, и петлюровцы, воевавшие против большевиков. «Звенигора» стала своеобразным отражением судьбы своих создателей, среди которых был завербованный чекистами генерал-хорунжий армии УНР Юрий Тютюнник и опальный поэт Марк Йогансен. Оба не пережили сталинских репрессий. Да и самому Довженко, как известно, не дали умереть на родине, что для имевшего особенно сильную связь с родной землей режиссера, было личной трагедией. Как до сих пор идут споры об истинных политических взглядах режиссера, так и посыл «Звенигоры» время от времени переоценивают зависимо от исторических реалий, неизменно отмечая художественное новаторство и совершенство.

В фильме соединены как личная философия режиссера, граничившая с пантеизмом, так и передовые арт-движения своего времени — экспрессионизм, с которым Довженко ознакомился в Германии, и сюрреализм, органично возникающий в фильме, где сюжет легко перемещается из эпохи в эпоху и из реальности в реальность. Довженко активно использует быстрый монтаж, его оператор умело играет со светом, тенью и ракурсами, а фильм пресыщен символикой, которую можно расшифровывать в рамках диссертации. Ближе к концовке фильма начинается обязательная для эпохи социалистического реализма часть, где новый строй противопоставляется прошлому и начинавшему уже тогда загнивать Западу. Но и для этого создатель находит интересную форму реализации, бросая вызов певцу индустриализации Дзиге Вертову и попутно высмеивая «их» нравы на уровне высококлассного фарса. Вообще по итогам просмотра «Звенигоры» видно, что потенциал комедийного режиссера у Довженко явно был, но реализовать его в условиях репрессивных 30-ых и военных 40-ых было не суждено.

Сквозной темой в фильме проходит тема войны, которой две тысячи лет, порой без особых причин, и которая, как известно, дело молодых и лекарство против морщин. Не демонстрируя ни одной батальной сцены Довженко удается подобрать интереснейший образ ненасытного Молоха, не прекращающего методично принимать жертвоприношения, и как антитезу ему предоставляет природу, не устающую дарить новую жизнь. Такая диалектика, по версии режиссера, приводит в движение историю человечества. И то ли это такое примирение с действительностью в послевоенный период, то ли интуитивное предсказание появления новых антихристов и еще больших бед, но смотрится картина Довженко и спустя 90 лет донельзя актуально.

31 марта 2015

Разве это клад?! Его ж в мешок не покладёшь, то есть не положишь!

«Звенигора» безумно напоминает «Хозяйку Медной горы», «Калевалу» и чуть-чуть — «Карьеру Ругонов», по крайней мере по демонстрации исторических событий и дотошному желанию Довженко разобраться в первопричинах проблем украинского народа. Мистический тысячелетний дед, остающийся, несмотря на свой возраст, самым обычным человеком (наивным и истинно дремучим) сменяется небрежным кавалеристом, руководящим собственным расстрелом, а тот, в свою очередь, девицей Оксаной-Роксаной, влюбившейся в захватчика, но не потерявшую любовь к родине… Эпизоды, подобно стеклышкам в калейдоскопе, сменяют одни другие, демонстрируя разные исторические этапы Украины; всегда всё происходило одно и то же, только вот в последние годы начало что-то меняться — и, разумеется, к лучшему. Но до того — притеснение простого люда, алчное желание власть имущих разграбить мифические клады Звенигоры, истеричное желание деда сохранить свой жизненный уклад таким же, каким он был и сто лет назад, и тысячу… Наступила эпоха перемен, и кто знает, останется ли Звенигора такой же неприкосновенной, какой она была всё это время, или же проложат через неё железную дорогу и пути сообщения.

Довженко, впрочем, ответов на эти вопросы не дает: куда сильнее режиссёра увлекает возможность показать тысячелетие угнетение Украины и её долгожданное освобождение. Это не первое эпическое произведение в советской кинематографии, но первое, которое совмещает в себе не только психологическую драму, социальную критику и жизнь одной семьи на протяжении веков, но и, страшно сказать, мистический элемент. А ведь именно он и становится одной из основных сюжетных линий «Звенигоры», диктующей фильму свою эстетику и подчиняющей себе его символику. Оскаленные лица богатых буржуа, с нетерпением ожидающих самоубийства лектора, больше похожи на уродливые гримасы слетевшейся на шабаш нечисти, а дед, вышедший на бой с «огненным змеем» (оказавшимся в итоге обыкновенным поездом), ведёт себя подобно эпическому герою, обреченному на смерть, но от того чувствующий себя в десятки раз сильнее обычного. За счёт этого пародийный элемент «Звенигоры» немного тушуется и гасится: видно же, что режиссёр, хоть и высмеивает религиозно-сказочную дремучесть деда, всё же испытывает к ней искреннее сострадание, он заворожен её своеобразием и колоритом, и просто не может её высмеивать ожесточеннее, как это наверняка бы сделали Кулешов или Протазанов.

Понятна критика Бориса Алперса, который упрекал фильм в слабой композиции: «Звенигора» и в самом деле представляется, скорее, серией эпизодов, неявно связанных друг с другом фигурой тысячелетнего хранителя клада, но, как ни странно, это лишь добавляет фильму сказочной условности и своеобразия. Это, скорее, песнь об Украине, лишенная линейности повествования и уходящая в флешбеки и воспоминания о прошлых днях. Песнь и должна быть поэтичной, наполненной метафорами и аллюзиями, перебивающими порой основной сюжет. Да, это затрудняет просмотр фильма, но зато позволяет глубже окунуться в его атмосферу, в его эстетику и с головой погрузиться в завораживающую вселенную «Звенигоры».

Это очень красивый и по-настоящему сказочный фильм, даже более сказочный, чем большинство современных (да и тогдашних) фантастических историй. Борис Завелев любовно снимает невероятную природу украинских лесов и полей, гор и рек, проносит природу в фабрики и города, явно подчеркивая сходство человеческого труда с тем, что создает сама природа: вот текут ручьи расплавленного металла, водопад спускаясь в котёл, вот на рабочих пускают воду, омывая их дождём… Поэзия индустриализации, конечно, читается, но машина в глазах Завелева и Довженко идёт не как антоним живой природы, но как её продолжение. Наверное, именно эта исключительная метафоричность киноязыка и позволяет «Звенигоре» быть настолько сказочным произведением, выделяющимся на фоне всех прочих работ Довженко.

P.S.: я намеренно не говорю о политическом и социальном подтексте фильма, потому что… ну потому что. Хотя, конечно, в свете последних событий «Звенигора» кажется особенно актуальным произведением, сильно недооцененным в своё время.

11 сентября 2014

Довольно впечатляющий, интересный и мистический фильм, снятый Александром Довженко, начинающий так называемую «украинскую трилогию», и унаследовавший тему революции в простых кругах народа, который из-за своей необычности и мистики, вполне может быть явным конкурентом, известным фильмам из трилогии Сергея Эйзенштейна, знаменитые своей отличной технической постановкой.

Главным достоинством «Звенигоры» является то, что в отличие от своих конкурентов, немого кино 20-ых годов, в которых была актуальна тема октябрьской революции, здесь, была затронута тема, некой древнеславянской легенды, о зарытом кладе, что придаёт, данному фильму мистику и необычность. Ещё фильм интересен, в плане того, что на основе него, мы можем изучать, как жили, и во что верили наши древние предки.

И другим, второстепенным достоинством картины, является то, что режиссёр показал своенравные образы людей, ведь обычно камера боится постоянно держать в крупном плане человеческий образ. Как ни странно, это одна из первых работ этого режиссёра, и невольно удивляешься, как в этой картине обдуманно сделана постановка и написан сценарий. Однако, сейчас кино такого жанра, практически не попадается в прокате. Это означает, что «Звенигора» один из редких экземпляров хорошего кино.

8,5 из 10

6 августа 2012

Веками дед охраняет мистические клады Звенигоры. У деда двое внуков: один во всём его слушается, а другой презирает дедовскую набожность и суеверность. Наступает революция, и один из братьев становится «белым», а другой — «красным».

Фильм по своей структуре очень сложен, и нельзя сказать определённо, о чём этот фильм. Конечно же, он не о семейном конфликте. Дед — это природа, его внуки — это все жители России, но одни встают на сторону красноармейцев, а другие — белогвардейцев. И брат убивает брата ради утопических идеалов.

«Звенигора» — это драматический фильм с примесью мистики. Он рассказывает о событиях так, словно они происходят во сне: причудливые образы, быстрая смена сцен.

10 из 10

22 июня 2011

Фэнтези Звенигора появился на свет в далеком 1927 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Александр Довженко, Юлия Солнцева. Кто играл в фильме: Георгий Астафьев, Владимир Уральский, Лесь Подорожный, Семён Свашенко, И. Селюк, А. Симонов, Николай Надемский, Л. Барне, Л. Паршина, Полина Скляр-Отава, Николай Чаров.

Страна производства - СССР. Звенигора — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.