Сломанные побеги
Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl
7.2
7.2
1919, ужасы, мелодрама, драма
США, 1 ч 30 мин
В ролях: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп, Артур Ховард, Эдвард Пейл ст.
и другие
История преследуемой и избиваемой жестоким отцом-боксером пятнадцатилетней девочки, которую пытается защитить влюбленный в нее китаец.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сломанные побеги

английское название:

Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl

год: 1919
страна:
США
слоган: «tonight- you can enjoy the mystic throb of foreign souls; the flame, the fright, the glory of wondrous scenes. (Print Ad- Bismarck Daily Tribune, ((Bismarck ND)) 19 February 1920)»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Г.В. Битцер
композитор:
монтаж:
жанры: ужасы, мелодрама, драма, криминал, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 88000
Дата выхода
Мировая премьера: 13 мая 1919 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, мелодрама, драма, криминал, детектив

Видео к фильму «Сломанные побеги», 1919

Видео: Фильм (Сломанные побеги, 1919) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм

Постеры фильма «Сломанные побеги», 1919

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сломанные побеги», 1919

Беря в расчёт легендарную «троицу» Гриффита, с уверенностью можно сказать, что «Сломанные побеги» в сравнении с «Рождением нации» и «Нетерпимостью» являются картиной более частной и личной, нежели масштабные постановки вышеупомянутых фильмов.

Дэвид все так же берет за основу сюжета проблематийность ситуаций, вызванных неравноправием и притеснением более слабых героев, где козлом отпущения в данной ленте является китаец (субтитры не скупятся на использование таких терминов как «китаеза» и «yellow man») в проникновенном исполнении Ричарда Бартелмесса и юная девушка, унижаемая своим отцом-извергом, образ которой примерила на себя уже трагико-нарицательная фамилия Лиллиан Гиш.

Не смотря на многие факторы и отсылки, работа получилась лирического характера, рассчитанная на более широкую публику. Потому и не удивительно, что фильм пользовался популярностью более прочих и не нашел слишком уж агрессивной критики, как то было с расовым вопросом в «Рождении нации», например.

Не знаю, имеет ли смысл говорить о коммерческой составляющей, но, видимо, в попытке упрощения сюжета Гриффит допустил некоторые «пробелы» в повествовании, как, например, несколько невнятные мотивации главных героев, ничем не обусловленные и от того вызывающие некую «сухость». Безусловно, тема щепетильная и весьма драматичная (а что главное — вечно актуальная). Проблемы насилия в семьях и расовой дискриминации и по сей день никуда не делись, а в совокупности с качественной актерской игрой, данное произведение становится великолепным, но не огранённым примером любовной драмы, где «что-то о любви» знает только блистательный герой Бартелмесса.

8 из 10

5 октября 2018

Кротко

Если честно, для меня это первый фильм Гриффита, уж очень долго я откладывал для просмотра его фильмы, возможно, сейчас это время настало. Однако это рождает тот факт, что основываться на действиях самого режиссёра, который, несмотря на своё время, имел достаточный взгляд на тематику собственного творчества, я не могу.

Сюжет ленты незамысловат, и не выходит за рамки своего чуть расширенного логлайна. Собственно, линия развития здесь настолько узкая, что может быть описана в несколько предложений, при этом даже не самый большой хронометраж выглядит довольно растянутым, переваривая моменты один за одним. Кажется, что это осознанное решение Гриффита для визуализации нагнетания, повторение одних и тех же действий по замыслу должно наталкивать на безвыходность, однако принципы работают раз от раза, и не запускаются там, где и не должны быть запущены. Тот факт, что героя-китайца играет вполне обычный американец Бартелмесс, с едким прищуром далеко не требовал повторения, ибо от попеременной демонстрации прищура эпизод получает в корне противоположный эффект, скорее обывательского толка.

Гриффит, как мне видится в данном фильме, вообще любил больше поработать на камеру и на склейку, чем на сюжетные события. Здесь видно зерно рационалиста в плане истории и экспериментатора в плане видения. Как раз отсутствие истории выглядит здесь нерешённой проблемой. Завязка-кульминация-развязка здесь восходят одна за одной, их общая торопливость тонет на фоне длительных пространных взглядов, бросаемых с героя на героя.

В какой-то мере, создатель ленты действительно похитил зрителя, заставив его сопереживать героине и испытывать чувство уважения к маленькому тихому и одновременно «жёлтому» человеку, с другой — это сожаление не было ни глубоким, ни рациональным. У него были весьма очерченные начало и конец, после — действительно, словно выжженная земля и будто все умерли.

Конечно, тот факт, что лента исторически поставлена в одну кагорту с двумя своими предшественницами, даёт ей определённое преимущество, с той же стороны — ей практически сотня лет и она имеет огромное художественное значение. Однако, если брать за откровенность, фабульная часть здесь с разгромным счётом уступает части технической.

6 сентября 2017

Фильм «Сломанные побеги» продолжает излюбленную Гриффитом тематику ненависти и насилия по отношению к слабым, беззащитным и иным. Но в отличие от таких эпических и масштабных картин, как «Рождение нации» и «Нетерпимость», здесь действие разворачивается в удушливом и камерном пространстве. История платонической любви китайского иммигранта и избиваемой жестоким отцом девушки облюбована критиками и историками кинематографа, что, к сожалению, не оправдывает ее откровенно слабый сценарий.

Роль Ченга Хуаня, китайского иммигранта, держащего магазинчик в Лондоне, исполняет Ричард Бартелмесс — актер вполне англо-саксонских кровей. Его квази-азиатский прищур стоит на том же позорном пьедестале, что и печально известный блэкфейс. Но есть одно различие. Говоря о «Рождении нации» невозможно пройти мимо последнего, потому что в том случае, такая откровенно расистская репрезентация лишь усугубляет общий омерзительный посыл фильма. В «Сломанных побегах» с посылом все замечательно, особенно учитывая то, как Гриффит обошелся с оригиналом истории, рассказом Томаса Берка «Китаец и девочка». Там главный герой является четкой иллюстрацией нравственного дна — завсегдатай публичных домов, наркоман и тунеядец. Гриффит, во имя толерантности, превратил Ченга в буддистского миссионера, который, хоть и притупляет свою тоску опиумом, даже в свои самые низменные моменты сохраняет честь и миролюбие. Конечно, расистская репрезнтация заслуживает жесточайшей критики, даже если речь идет о положительных персонажах, но сложно не сделать скидку фильму с положительным посылом, снятым в 1919 году, когда кино и не думали считать искусством, а о репрезентации в нем вообще не задумывались.

Сложнее обойти стороной возраст главной героини, блестяще сыгранной Лиллиан Гиш. В оригинальном рассказе, девочке всего 12 лет, что лишь усугубляет чернушность произведения. Гриффит немного состарил героиню, но всего на три года, что по-моему не вполне достаточно для комфортного сопереживания главному герою. Пусть Ченг и ведет себя относительно пристойно по отношению к девочке, создается ощущение, что он цинично использует беззащитность жертвы насилия. Ну да бог с ним, до этого все равно не доходит, так как жестокий отец убивает девушку не дав отношениям героев как следует развиться.

Не смотря на камерность действия и минимального количества локаций, Гриффит не облегчает себе кинематографической работы. Обилие его излюбленных каше, частая смена кадров и особый акцент на крупные планы помогают избежать ощущения снятого на пленку спектакля, от которого страдают многие немые фильмы, и подчеркивают интимность происходящего. В «Сломанных побегах» узнаются ранние наброски еще не сформировавшейся эстетики немецкого экспрессионизма и, при ретроспективном взгляде, американского нуара.

Благодаря такой кинематографии, раскрывается талант Лиллиан Гиш. В полную страданий, боли и безысходности роль она милейшим образом привносит оттенки милой детской наивности и чистоты. То откровенное удовольствие, с каким девочка играет с подаренной Ченгом куклой, эффектно контрастирует с гримасами ужаса и печали, чередующимися на ее лице при общении с отцом. Сцена ее гибели, когда скрываясь от отца в кладовке, девочка мечется подобно загнанному зверю, хоть и блистательно поставлена, впечатляет именно благодаря игре Гиш.

Но при этом, смотреть фильм сегодня довольно скучно. Трех с половиной часовая «Нетерпимость» показалась мне менее затянутой, чем полуторачасовые «Сломанные побеги». Причина тому одна единственная, и поймать ее не сложнее, чем отличить настоящего китайца от Ричарда Бартелмесса в гриме: сценарий.

Завязка (настоящая — встреча героев, а не мнимая — переезд Ченга в Лондон) происходит аж ближе к середине фильма, и ей предшествует исключительно долгая экспозиция, чья цель здесь прежде всего — не объяснить кто есть кто, а потихоньку давить на зрителя эмоционально, пытаясь подготовить его слезные железы к трагическому финалу. Завязка также излишне растянутая откровенно устаревшей визуальной семантикой, лениво сменяется усложнением, и лихо перепрыгнув всякие перипетии, оборачивается кульминацией и скоростным финалом. Стоит признать, что кульминация зарабатывает очки эффектности сугубо своей насыщенностью действом по сравнению с пресной тягомотиной остального хронометража. Но это мало помогает фильму в целом.

Для камерных закрытых историй очень важно умело держать темп повествования, потому что они не могут рассчитывать на палочку-выручалочку кинематографического спектакля. Этого-то Гриффит, видимо привыкший использовать эпичные сцены для захвата внимания зрителя, в «Сломанных побегах» не учел.

16 июля 2017

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о китайце в Старом Свете.

Данный случай представляет собой одно из пиковых достижений в мировом развитии немого кинематографа. Сюжет картины таков, что по силе эмоционального воздействия на зрителя он, вероятно, не может быть отображен средствами звукового кино лучше чем это уже сделано великим немым. Впрочем, косвенное подтверждение мы видим в провале звукового римейка 1936 г. Можно упомянуть, что сам Гриффит в течении нескольких месяцев не мог завершить монтаж отснятого материала, мотивируя задержку тем фактом, что сюжет вгоняет его в жуткую депрессию.

Относительно режиссера, прежде всего следует сказать, что создание данной картины позволяет отмести обвинения к Гриффиту в расизме. Основанием подобных претензий, кстати, неумолкающих до сей поры, послужила выпущенная в 1915г. знаменитая кинокартина «Рождение нации». В «Сломанных побегах» режиссер старается не просто показать отличный от европейского и североамериканского пласт азиатской культуры, но и, в меру своего понимания, поэтизировать его, а также подчеркнуть наличие буддийских устремлений к достижению гармонии в области человеческих отношений. Образ же «желтого человека» Чена представлен с такой нескрываемой симпатией, что даже позволяет говорить о его излишнем идеализировании. Второе, что следует отметить — сама режиссура Гриффита в «Сломанных побегах» проявилась как филигранно отточенный и практически безупречный инструмент, позволяющий раскрыть большую часть потенциала заключенную в самом искусстве немого кино. Конечно, здесь нет размаха и эпичности снятой ранее «Нетерпимости», но именно «Сломанные побеги» кажутся мне истинной вершиной режиссерского мастерства Гриффита.

После блистательной режиссуры, следующей составляющей успеха картины явилась искренняя и незабываемая актерская игра Лиллиан Гиш и Дональда Криспа. Эта игра выглядит настолько реалистично, что иногда способна стереть ту грань восприятия, которая отличает кино художественное от кино документального. Особенно восхитительно проявила себя Гиш — двадцатипятилетняя актриса убедительнейшим образом справилась с ролью девушки-подростка.

Теперь небольшая ложечка дегтя. Главное нарекание в фильме вызывает внешнее воплощение Ричардом Бартелмессом образа китайца Чена. Причем вину за получившееся недоразумение следует смело разделить пополам между режиссером и самим актером. Собственно говоря, по своим внешним данным — фигуре и общим чертам лица (естественно, за исключением разреза глаз) Ричард Бартелмесс вполне подходил для реализации образа «желтого человека», однако… Однако воплощенный на экране образ представляет собой некие стереотипные представления, утвердившиеся благодаря внешнему виду широко распространенных в США (того временного периода) полубесправных китайских чернорабочих. В рамках этих представлений Бартелмесс перманентно горбился (буквально крючился) и смешно семенил ногами. К сожалению, Гриффит, также пребывая в плену данных стереотипов, не был в состоянии воздействовать на актера с корректирующими указаниями. Здесь надо учесть, что по контексту повествования, Чен являлся предствителем средних религиозных классов китайского общества и должен был иметь подобающую его статусу осанку. Переродиться в простого, угодливо скрюченного торговца Чен тоже не мог вследствие своего изначально критического отношения к «варварским» нравам Европы. Не стоит забывать, что основной целью прибытия Чена в Лондон была вовсе не торговля, а миссионерская деятельность. А теперь добавьте к вышеизложенному старательно прищуренный взгляд актера с которым он мужественно отыграл свою роль на протяжении всего фильма и который, тем не менее, придавал выражению лица Бартелмесса не столько китайский сколько обкуренно невыспавшийся вид — вот и готов образ не чувственно трагичный, а нелепо карикатурный.

В завершение следует сказать, что никакие недостатки уже никогда не смогут умалить того достойного места, которое «Сломанные побеги» навсегда заняли среди незабываемых творений мирового киноискусства.

9 из 10

18 августа 2014

Взгляд злодея супротив часов на стене, бедная больная девочка и… как принесенный холодной волной, ее отец-злодей, избивающий своего соперника на боксерском ринге. Камере теперь нет необходимости «ходить» туда да сюда, чтобы снять целую цепь событий. Теперь есть такое понятие, как монтаж. Или, иначе — склейка кадров. Хотя, монтирование кадров уже более чем известный в первые десятилетия прошлого века. Только Дэвид Уорк Гриффит в своих работах возвел склейку кадриков в настоящее искусство, где есть образность и логика построения планов.

Накал происходящих событий — вот, что является неотъемлемой частицей «Сломанных побегов». Сможет ли бедняжка выбраться из цепкого плена отца или погибнуть? Сможет ли благородный китаец, не знавший доселе настоящей любви, помочь девочке? На все эти вопросы и отвечает монтаж у Гриффита.

Кроме технических заморочек, автор картины продолжает тематику собственной «Нетерпимости» (… но это лишь мое субъективное мнение). Только вместо эпох и наций у него в арсенале забитая и затюканная девочка, чей образ замечательно передала миниатюрная Лиллиан Гиш (одна из великих див немого американского кинематографа), да ее злобный отец. И не то, чтобы злобный… он — настоящий моральный урод. Животные инстинкты, неразвитый и без того умишко, неумение прощать что-то кому-то — делают из мощного чудо-боксера настоящего слугу нетерпимости и ненависти. Он настолько ненавидит свою дочку, что готов избивать ее хоть каждый час. И дело не в том, что его гулящая, по всем сторонам, подружка, принесла ему девочку и повесила на шею… уйдя не попрощавшись. Дело в том, что мужлан не сумел ее не только как-то воспитать, но и даже немного полюбить. Вот вам и проблема отцов и детей, поставленная в фильме Дэвидом Уорком Гриффитом! Художником не только визуальным. Но и художником, в первую очередь, — духовным.

9 из 10

5 марта 2012

Любовь и лилии

Рецензия в двух частях с эпилогом.

I. Что такое поэзия?.. Поэзия в широком смысле слова, за привычными рамками. Может ли поэзия быть запечатленной не на бумаге, а, например, на кинопленке?

В поисках ответа на этот вопрос можно обратиться к одной пронзительной истории, произошедшей в начале прошлого века. История эта вымышленная, но с ней связана и другая, не менее интересная, настоящая история. Наш рассказ может показаться читателю излишне сентиментальным, что и не удивительно — это мелодрама. Можно сказать, что сегодня мелодрама в массовом понимании этого слова как жанрового определения порой считается не слишком художественно конкурентоспособным жанром, а подчас и вовсе исключительно развлекательным. Но сначала нужно посмотреть на эту историю с другого угла.

В 1919 году Девид Уорк Гриффит, знаменитый кинематографист, новатор, автор легендарных «Рождения нации» и «Нетерпимости», снял, казалось бы, простую мелодраму — «Сломанные побеги». Впрочем, лучше сначала ознакомить читателя с этой обманчиво незамысловатой историей.

Лондон начала века, один из нищих районов. Китаец, владелец лавки, замечает молодую девушку, совсем, казалось бы, незаметную на общем фоне. Что привлекло его в ней? Дело в том, что эта девушка была очень красивой, но вместе с тем очень грустной. Он это заметил, и, проследив за ней, стал свидетелем того, как ее отец, спивающийся уже малоудачливый боксер, жестоко избивает бедняжку. С этого дня китаец уже не сможет обрести покой, пока не спасет красавицу, которую он полюбил.

Казалось бы, это чисто мелодраматическое произведение могло быть создано лишь для того, чтобы соответствующим образом воздействовать на зрителя, но в данном случае это не так. Автор здесь изначально ставит другие цели; «Сломанные побеги» Гриффита — не просто мелодрама, и дело тут не только в новаторстве. Это кино выходит за рамки каких бы то ни было жанровых категорий; формальные рамки не могут и не должны сдерживать полет творческой мысли. Дело в том, что роман между китайцем и этой несчастной девушкой в силу обстоятельств изначально не мог быть успешным. Поддаваясь высокому чувству, они все же не могли не понимать, к чему это может привести. Герои оказываются в пограничной ситуации — между истинным и условным. Именно тут обнаруживается некий экзистенциальный мотив в этом произведении, что может служить доказательством условности традиционного жанрового определения.

Эта трогательная история повествует скорее о вечном противостоянии окружающей реальной действительности и высоких чувств. В этом заключается некая исходная, априорная трагедийность этого произведения. При всей сентиментальности этой истории, суть ее аппелирует к более «высокому» жанру: если иметь в виду некий надповествовательный элемент, «Сломанные побеги» — это вечная трагедия мятущегося искреннего чувства в контексте суровых общественных условий. В современном обществе нет места для настоящей любви; под современным в данном случае можно подразумевать не только современное Гриффиту общество начала века. Будучи большим художником, он, интуитивно или сознательно, нашел и воплотил вечный мотив непримиримости Художника и Обывателя. Разве не актуально это и сегодня, по прошествии без малого сотни лет, в современном обществе, где деньги и успех в глазах большинства решают чуть ли не больше, чем что бы то ни было?!

И может быть именно это — щемящая история о заранее обреченной любви — и могло стать подлинным глотком свежего воздуха для души человека после эпических киношедевров прошлого. Людям не всегда нужно зрелище — после успеха «Рождения нации» «Нетерпимость» настиг провал. Критики в восторге — и в начале XX века, и теперь, спустя это удивительное столетие, за время которого успел сформироваться киноязык. Но зрители, пришедшие в кинотеатр, чтобы прикоснуться к новому тогда еще искусству, хотели уже не только «хлеба и зрелищ». В это новое время удивительных открытий и кинематографических новшеств в душе простого кинозрителя уже созрело желание открыть на киноэкране нечто большее. Именно это и дал им Гриффит, который, как и подобает художнику и вместе с тем предпринимателю, верно почувствовал это новое желание зрителя, которое, как можно судить сегодня, было вовсе не прихотью или данью мимолетной моде.

II. Что такое поэзия?.. И может ли она существовать в искусстве, которому немногим больше двадцати лет?

После проведенного рассуждения о «Сломанных побегах», можно уверенно ответить на последний вопрос утвердительно. Но воплотить созревший прекрасный замысел было непросто — разумеется, речь не о технической стороне, где поднаторел Гриффит. Более тонкая история требовала и большего упора на актерскую игру.

Думается, самое время сказать, что Лиллиан Гиш и Дэвид Уорк Гриффит — это, без сомнения, пример идеального актерско-режиссерского дуэта. Они работали вместе с 1912-го года, когда Мэри Пикфорд представила юную Гиш режиссеру. С тех пор их трудно представить порознь, они прочно ассоциируются друг с другом. Даже кассовый провал «Нетерпимости» иногда объясняют тем, что у Лиллиан там была совсем небольшая, хоть и весьма значимая и аллегорическая роль. «Сломанные побеги» — это, наверное, вершинное для своего времени творение этого дуэта. После 1916-го года Гриффит будто одумался, в полной мере осознав ту удачу, что выпала ему. И он нисколько не прогадал. Чего стоит только знаменитый эпизод, когда пьяный отец спрашивает девочку, почему она никогда не улыбается, в ответ на что она приподнимает пальцами уголки рта, растянув его в улыбку — столь щемяще-грустную улыбку погибающего где-то в глубине души чувства. Экспрессия же финальной сцены — это вовсе одно из высших достижений актерской игры эпохи немого кино.

Позднее она рассказала обо всем в книге с незамысловатым названием «Кино, Гриффит и я». О съемках, о Гриффите, обо всем американском кино, что она застала. Это было уже после его смерти. Он поведал историю о китайце и бедной девушке, она поведала историю о Дэвиде Уорке Гриффите и Лиллиан Гиш. Какая из этих историй красивее — решать читателю. Но истинное значение их вклада в кинематограф видится объективно непререкаемым.

Эпилог. Теперь «Сломанные побеги» Гриффита — это классика мирового кино, имеющая хрестоматийную известность. Это подлинно поэтическое кинопроизведение, может быть, является первым в истории кино расширением привычных жанровых рамок. Кроме того, его ценность заключается в том, что автор — новатор и предприниматель — обратился к такому тонкому, пограничному случаю, будто на своем примере показывая, что на самом деле является главным для человека.

Можно рассуждать о том, что было бы, если бы не было Гриффита, или если бы он был, но не встретил прекрасную Лиллиан Гиш. Но История, не терпящая сослагательных наклонений, лишь улыбнется в ответ грустной улыбкой той бедной девочки: побеги сломаны, лилии больше не зацветут… но лишь до поры. Лишь до поры, пока где-то не расцветет новая, чистая и искренняя любовь.

The End.

14 января 2012

Так рождается кино…

Сначала оно было черно-белым и немым. В этом фильме — ещё 3 цвета (коричневый, синий, розовый) и музыка. А также крупный план и монтаж — именно Гриффит сделал это впервые в «Сломанных побегах», чтобы зрители смогли ощутить то, что чувствовали герои. Любовь, горе, отчаяние, сострадание, злость — все это мы понимаем без слов, мы это ВИДИМ.

Героиня Лиллиан Гиш — маленькая девочка, которую избивает собственный отец. Использует вместо груши. Он ведь боксер.

Девочка ходит, как старуха. И не может улыбнуться. У нее просто нет детства, окружающий мир слишком жесток и безжалостен. Актриса во время своей болезни придумала жест, который стал горькой изюминкой фильма — пальцами раздвинуть губы, чтобы показать вымученную улыбку. Так девочка улыбалась отцу, так улыбнулась и смерти.

Единственным светлым (точнее, розовым — таков цвет пленки в этих сценах) пятном в ее жизни стало сострадание и любовь китайца. Любовь взрослого человека, которую можно почти почувствовать в одной из сцен, угадать во взглядах. Китаец дарит ей кусочек детства — игрушки, красивую одежду, вкусную еду, а главное — заботу и любовь. Он делает маленькую девочку своей любимой куклой.

Сюжет фильма прост, даже примитивен. Главное — магия кино: свечение лиц, немые, и от этого еще более страшные крики, музыка, которая способна заменить слова.

18 ноября 2007

Ужасы Сломанные побеги появился на свет в далеком 1919 году, более полувека тому назад, его режиссером является Дэвид Уорк Гриффит. Кто играл в фильме: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп, Артур Ховард, Эдвард Пейл ст., Джордж Беранджер, Норман Шелби, Эрнест Баттерворф, Фред Хамер, Уилбур Хигби, Мэн-Чинг Кван, Джордж Николс, Карла Шрамм, Стив Мерфи, Бесси Вонг.

Расходы на кино составляют примерно 88000. Страна производства - США. Сломанные побеги — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.