Сатана ликующий
7.2
6.7
1917, драма
Россия, 1 ч 27 мин
В ролях: Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Поликарп Павлов, Александр Чабров, Вера Орлова
Пастор Тальнокс яростно призывает паству бороться с искушениями, однако сам становится жертвой соблазна. В его доме появляется сатана, подталкивая героя к воровству и духовному падению.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сатана ликующий

год: 1917
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Федот Бургасов
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Сатана ликующий», 1917

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сатана ликующий», 1917

Ликуй и веселись!

«Сатана ликующий», на мой взгляд, один из самых интересных фильмов Якова Протазанова, и это большое огорчение, что фильм не сохранился полностью. Но уже те фрагменты, которые дошли до нас впечатляют грамотным ходом рассказа истории и интересными операторскими решениями, что довольно редко для фильмов Протазанова. Конечно, он один из самых именитых режиссеров немого периода, который творил в самых разных жанрах и способствовал популяризации и развитию кинематографа в России, но при всем при этом большинство его фильмов невыносимо скучны, некоторые сцены лишены какой бы то ни было изобретательности. «Сатана ликующий», в особенности его первая часть, выделяются среди снопа безликих мелодрам и унылых «боевиков» Протозанова.

Многие киноведы, рассуждая о «Сатане ликующем» в первую очередь выделяют Ивана Мозжухина, чья аскетичная игра поразила многих и России и за рубежом. Для меня же Мозжухин в этом фильме не показывает что-то выдающееся, а играет на привычном для себя уровне, используя стандартный для себя набор приемов. Главная прелесть фильма заложена в игре актера Александра Чаброва, который как раз и исполняет роль Сатаны. С первых минут заметно насколько сильно он наслаждается своей ролью. Его мимика, жесты, позы — все смотрится одновременно комично и зловеще. Он предельно свободен и раскован, что как раз и привлекает внимание героев Мозжухина и его сожителей, которые вынуждены постоянно подвергать себя цензуре.

Сатана здесь карнавальный образ, который вторгается в жизнь достопочтенных агеластов и меняет кардинально трансформирует её, привнося хаос. Его свобода и веселость противопоставляется серьёзности священника в исполнении Мозжухина. И, следуя традиции карнавала, подробнее о которой можно прочитать у Бахтина, священник погибает, так как не может стать несерьёзным, не может впустить сатаническое в свою жизнь. Во второй части его сын, опять же в исполнении Мозжухина, уже не противостоит соблазну Сатаны и впускает его в свою жизнь. За что сразу получает приглашение на какую-то вечеринку-оргию, полную танцев, соблазна и конфетти, заканчивающуюся смертью одной из танцовщиц. Сатана здесь прекрасен и в этом заслуга именно Чаброва.

При всем уважении к Протазанову, стоит отметить, что один из главных минусов его фильмов — отсутствие актерского ансамбля, выражающегося в том, что все играют вразнобой. Задача режиссера заставить актеров играть в одном стиле, подчинить их под собственное видение, но у Протазанова его не было. Для него актеры были всего лишь именами-приманками для зрителей. Это известный факт и даже самые ярые поклонники Протазанова это понимают. Поэтому и образ Сатаны в первую очередь заслуга Чаброва, так же как и образ священника — заслуга Мозжухина, хотя и менее серьёзная.

Именно из-за образа Сатаны не раздражает мораль фильма, повторяющаяся несколько раз. Смотря за его поведением и понимая смысл его речей, зритель вряд ли будет думать, что аскетичный, целомудренный и христианский образ жизни имеет смысл. В жизни должно были место празднику, должно быть место ликованию, даже если рядом с вами в этот момент будет Сатана.

6 апреля 2015

У зла бывает разное лицо…

Одним из первых в России тему «Христа и Антихриста» поднял в конце 19 в начале 20 века Дмитрий Мережковский (романы: «Смерть богов. Юлиан отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей»). И стоит отметить, что в преддверии революции русское общество все больше захватывает волна мистицизма и увлечение символистской литературой. Естественно все это не могло ни оказать влияние на русский кинематограф того времени.

Особенно сильно эта тенденция прослеживается в киноленте Якова Протазанова «Сатана ликующий». Кинопроизведение построено на отражении в зеркалах — типичном приеме протазановского стиля, на силуэтах, которые видны на стенах. Эта идея двойника — линия двойничества проходит через весь фильм (пастор Тальнокс — Сандро, сатана — портрет сатаны.. .).

Этим фильмом Протазанов показал, что человеку не свойственно творить зло, он его творит под чьим-то влиянием, но и в его силах от этого влияния избавиться (пример, сжигание портрета сатаны).

Стоит отметить, что именно в этой киноленте Иван Мозжухин, который любил исполнять несколько ролей в одном фильме, впервые выступает в двух ролях — он играет пастора Тальнокса и его сына Сандро.

Влияние литературы символизма нашло отражение и в других фильмах кинорежиссера, последовавших за «Сатаной ликующим» — «Отце Сергее» и «Малютке Элли». Все эти фильмы Протазанов снял совместно с оператором Федором Бургасовым, для которого «Сатана ликующий» был дебютной работой.

23 января 2014

Протазанов ликующий

В 1917—18 гг., после февральской революции, многие темы, ранее табуированные, стали активно использоваться в кинематографе. Яков Протазанов поставил два фильма, которые ранее были бы запрещены: «Отец Сергий» и «Сатана Ликующий».

Фильм рассказывает о священнике, проповедующем аскетизм, столкнувшемся с Сатаной, и тот искушает его, заставив переспать с женой своего брата. Из-за эротической составляющей фильм был запрещён в Швеции.

Образ священника мастерски создал гениальнейший российский актёр Иван Мозжухин, ранее сыгравший чёрта («Ночь перед Рождеством»), Владимира («Хризантемы»), Германа («Пиковая дама»), отца Сергия («Отец Сергий») и даже самого себя («Кулисы экрана»). Роль его любовницы сыграла известная киноактриса Наталья Лисенко, ранее игравшая с Мозжухиным в фильмах «Нищая», «Кулисы экрана», «Богатырь духа» и др.

Сам же фильм мало отличается от прочих, снятых в России: мрачная атмосфера, излишняя театральность игры актёров, «плохой» конец и, разумеется, остросоциальные проблемы.

10 из 10

7 апреля 2012

Драма Сатана ликующий появился на свет в далеком 1917 году, более полувека тому назад, его режиссером является Яков Протазанов. Кто играл в фильме: Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Поликарп Павлов, Александр Чабров, Вера Орлова.

Страна производства - Россия. Сатана ликующий — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.